Опять о лидерах)

В 90-х, попав в армию, я сразу завел себе толстую тетрадь для записей из-за сильного опасения утратить знания с которыми пришел туда (их накопилось довольно много за пару лет обучения в общежитии на Уралмаше, чтения и вынужденных размышлений после отчисления). Знаний, без которых я себя уже не представлял — они давали мне весомое преимущество.

В тетрадочку я сразу торопливо выписал, что помнил и потом дописывал то, что еще вспоминалось. А после почти каждый день перечитывал и вписывал или свои новые мысли или цитаты из книг командирской библиотеки. Таких тетрадей получилось в итоге две. Одну я недавно открыл полистать, и вот что попалось. Но сначала контекст.

Через полгода службы в армии, к нам привезли новобранцев и среди них был один щупленький и неуклюжий солдатик. А облачение в только что выданную форму по всем правилам для новобранцев, удваивало это впечатление о Сергее. Фамилия тоже была у него смешная, и подчеркивала его беззащитность. Он не выглядел избалованным, женственным а скорее был похож на только что вылупившегося цыпленка (что-то я увлекся описанием его портрета)).

Оказалось, он окончил ВУЗ и был историком по специальности. И после этого его призвали на 1 год (мы служили 2). Руководство его пристроило в штаб (приписав к майору-психологу в кабинет писарем), так как других вариантов просто не было сохранить его в целости.
Хотя спал он в казарме со всеми, но мог задерживаться у себя до времени, когда все заснут и это его спасало от доброй половины неприятностей. Но иногда они все же случались, хотя от физического труда он не отлынивал и делал это с достоинством, как положено отдавать долг Родине.

Так вот, Сергей был единственный человек из сослуживцев, у кого там можно было поучиться и с кем интересно было поговорить (армия-то у нас рабоче-крестьянская преимущественно). У него была, похоже, энциклопедическая память и я пользуясь его расположением задавал вопросы и записывал ответы в тетрадку. Когда мы разговаривали об интересных ему темах, он прямо преображался, и из скрюченного от холода и странных обстоятельств действительности, в которых он не должен был оказаться, солдатика превращался в рассудительного мыслителя. Даже стальные нотки в голосе появлялись, хотя по началу и робко. В общем, что успел я у него взял. Что не успел - взял списком литературы.

А вот то, что он мне в один из вечеров надиктовал (о чем и пост):
---------
Функции политического лидера (применимо к любому лидеру*):

"1. Диагностическая.
Л. должны определять, оценивать для группы сложившуюся ситуацию.

2. Программная.
Л. должны сформулировать план действий для решения проблемы.

3. Мобилизирующая (так написано)).
Л. должны добиться поддержки группой своего представления о сложившейся ситуации и предложенного плана действий."
---------
Из определения следует, что лидер должен быть внимательным, хорошо образованным человеком "с глазами", способным из будничности выявлять важное. Уметь находить верные решения, причем с позиции ответственности за группу. И пользоваться доверием группы (которое надо заслужить) для того, чтобы прислушались к его словам. Ну и словами конечно тоже владеть должен в совершенстве.
Если хоть одного качества не достает - не лидер.

А так как самое трудновыполнимое условие - это хорошее образование и вшитый проактивный интерес к знаниям, то чаще всего встречается такое, когда слепые ведут слепых, на основании владения навыками подавления воли конформистов (извините за каламбур).

___
*Тогда меня интересовала власть))

04.11.2019