Упражнение 5-7-5

Пригнулась к траве* Ветка полная яблок. Одно — красное!

Решил все-таки, по возможности упражняться в написании хайку. В идеале каждый день. Мне это хорошо для разогрева мозга, вернее этот процесс делает его собранней. Занятие на 5-15 минут.
Может кому-нибудь тема интересна, поэтому напишу подробнее.

• Почему хайку а не четверостишие?

1. В хайку мне нравится отсутствие предсказуемого ритма (рифмы) и связанной с ним инерции. Хайку неинерционно. Оно мягкое, тягучее и похоже на ход конем. Ритм есть, но он другой.
Скорее всего на мое отношение к ритму повлияли занятия дзюдо в детстве (тоже японская тема) Там, если ты транслируешь предсказуемый ритм движений, то сразу падаешь на спину. Твой ритм должен быть непостижим для соперника.

2. Цель хайку — передать момент. Причем в три коротких строки (12 слогов) надо уместить очень много информации, передать значимые обстоятельства и настроение. Для этого приходится тщательно подбирать слова. В удачном результате, щепотка букв содержит концентрированный продукт, который распаковывается в голове у внимательного читателя в полноценный сюжет. Причем, каждый читатель может увидеть его по-своему.

3. В хайку есть ограничение 5-7-5.
Первая и третья строка должны состоять из пяти слогов, а вторая из семи. Такое приглашение утрамбовать мысль еще плотнее не потеряв в качестве. Это почти спорт, в общем) и неплохая разминка для рук — пальцы-то постоянно загибаешь-разгибаешь считая слоги.

4. Задание не отнимает много времени и доступно любому.

• О процессе написания

Для себя я нащупал следующий алгоритм.
Сначала надо найти сюжет и представить его. В воображении увидеть, что там происходит. Действующие лица, предметы и атмосферу зафиксировать. Сюжет обязателен. Но на этом этапе он может быть плоским. Акцентирование и выделение главного это следующее действие. Здесь уже осмысливается смысловой потенциал сюжета, выделяется интересное, важное, яркое.
Следующим этапом пишется первая строчка — про самое важное (она потом может стать последней или второй, это просто способ начать).
Вариантов этой строчки может быть до десяти.
Далее тут развилка.
Если находится хорошая, красивая и емкая строка, то мы под нее дописываем и подчиняем ей остальные две. Если результата нет, заходим с другого конца и пишем строчку о другой грани происходящего, или вид от другого лица. Или меняем полярность, показываем важное не важным. Или переставляем в сюжете мебель). В общем, перемешиваем материал пока не пойдет реакция и что-нибудь не выкристаллизуется. Далее остается только дописать к ней две остальные. И вот этот этап очень интересен тем, что две подобранные строки в комплексе должны не только точно соответствовать основной строке но и подчеркивать, усиливать ее. Создавать контраст, направлять внимание читателя и наполнять хайку энергией. И эта работа разогревает и как бы калибрует мозг. .
Кстати, если повезет то в процессе можно получить пакет вдохновения и хайку напишется само, и оно будет безупречным.

Не знаю, удалось ли показать доступность входа в тему, кажется нет, но я старался)

*
Для этого хайку я взял за сюжет вчерашний сон, в котором я оказался в родном поселке. Дело было ярким летом и я спускался по свежей зеленой траве к дому, где ребенком гостил у бабушки, и слева, у знакомого дома в палисаднике, увидел низко наклоненную ветку с зелеными яблоками, а одно, крайнее, было красным.

22.06.2020